Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ОЛЕГ СКУФИНСКИЙ: «ХОЧУ ПОБЛАГОДАРИТЬ РАБОТНИКОВ РОСРЕЕСТРА И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА ЛИЧНЫЙ ВКЛАД КАЖДОГО В РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ И ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ»

18.09.2021

С Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) хоть раз в жизни сталкивался
каждый гражданин России. Ведь каждому приходится когда-нибудь иметь дело с
регистрацией прав и кадастровым учетом, процедурами оформления сделок с землей
и недвижимостью. В последние годы в Росреестре всё больше документов
оформляется в электронном виде, удобно и быстро.

Как это было достигнуто и какие усилия
приложили для этого сотрудники Росреестра, рассказывает глава ведомства Олег
Скуфинский.

– Известно, что Росреестр в последние годы
активно модернизируется. Это – веление времени. Но время всегда подбрасывает и
свои сюрпризы. «Черный лебедь» в виде пандемии всем резко усложнил жизнь. При
этом необходимость быстрых реформ именно в Росреестре никуда не исчезла. Ведь
госуслуги ведомства – в числе самых востребованных людьми. И критически важных.
Как Росреестру живется и работается в нынешней непростой ситуации?

– Для Росреестра 2020 год стал хоть и
непростым, но знаковым. В начале года ведомство перешло под прямое подчинение
Правительству Российской Федерации. Мы получили новые полномочия по
нормативно-правовому регулированию в сфере земли и недвижимости. Но вместе с
тем вырос уровень ответственности перед гражданами и руководством страны.

В октябре 2020 года по поручению
Президента России мы завершили переход на централизованную систему ведения
Единого государственного реестра недвижимости ФГИС ЕГРН. К этой цели Росреестр
шёл с 2014 года, на 2020 год пришлась интеграция 70% всех данных. Это стало
серьёзным шагом на пути к цифровой трансформации нашего ведомства.

В мае 2021 года мы впервые вывели услугу
по предоставлению наиболее востребованных выписок из ЕГРН на Единый портал
государственных услуг. Это около 90% от всех запросов. Уже почти 200 тысяч
человек воспользовались данной услугой. Существенно выросли показатели в части
предоставления электронных услуг. Благодаря работе по переводу рынка ипотеки в
цифровой формат количество таких сделок увеличилось до 50% – в 5 раз выше
показателя на начало 2020 года. До конца года планируем довести этот показатель
до 60%.

Серьёзный прорыв сделан по сокращению
сроков регистрации. По поручению Правительства в этом году мы начали реализацию
пилотного проекта в Московской области по электронной регистрации сделок на
квартиры за 24 часа – это в 5 раз быстрее нормативного срока. В 75 регионах
реализуем также проект «Электронная регистрация ипотеки за 24 часа». К 2024
году в целом по стране планируем обеспечить сроки регистрации права
собственности и постановки на кадастровый учет за один день.

Большой блок работы – повышение
эффективности использования земель. В 2020 году по поручению Председателя
Правительства Михаила Владимировича Мишустина мы проанализировали территорию
всей страны и выявили более 5 тысяч земельных участков и территорий площадью
около 100 тысяч га, пригодных для жилищного строительства. Для удобства граждан
и бизнеса информация об этих землях размещается на Публичной кадастровой карте
в рамках сервиса «Земля для стройки».

В целом в деятельности Росреестра появился
стратегический подход. Мы провели анализ и комплексно подошли к решению
проблемы консолидации пространственных данных, которые сейчас не
структурированы и разрознены. Результаты анализа легли в основу новой
государственной программы «Национальная система пространственных данных». Один
из первых шагов в этом направлении – эксперимент по созданию Единого
информационного ресурса о земле и недвижимости (ЕИР). Эту работу мы проводим по
поручению Председателя Правительства (постановление Правительства от 31 декабря
2020 г. № 2429).

Все эти достижения – результат ежедневной
работы большой команды профессионалов.

Хочу поблагодарить работников центрального
аппарата, территориальных отделений и подведомственных организаций ФГБУ «ФКП
Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» за личный вклад каждого
в развитие отрасли и экономики страны.

Важно отметить, что мы одними из первых
среди федеральных органов исполнительной власти создали межрегиональную рабочую
группу по цифровой трансформации. Сейчас в её составе свыше 190 специалистов от
всех региональных управлений ведомства, которые обсуждают и делятся лучшими
практиками в сфере цифровизации.

– В этом году завершился срок работы
Госдумы седьмого созыва. Минувшие пять лет работы парламента ознаменовались принятием
важных законов, в том числе по функционалу Росреестра. В первую очередь, это
«гаражная» амнистия и другие законы о недвижимости граждан. На деле всё ли
задуманное удалось воплотить в жизнь? Какова роль парламентариев в этой работе,
чувствовалась ли поддержка профильных комитетов Госдумы?

– В первую очередь исходим из того, что
все законы должны отражать интересы граждан, должны работать, быть полезными
для людей. Эту позицию разделяют наши коллеги в Государственной Думе, с
которыми мы работаем единой командой.

С февраля 2020 года к нам перешли
полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере земли и недвижимости.

Только за 2021 год приняты 13 федеральных
законов в сфере земли и недвижимости. Некоторым проблемам, которые удалось
решить, более 20 лет. Среди них закон о «гаражной амнистии». Он вступит в силу
1 сентября 2021 года и позволит тысячам граждан по всей стране оформить свои
гаражи в упрощённом порядке.

«Дачной амнистией» с 2006 года
воспользовались более 14 млн заявителей, этот механизм до сих пор востребован.
Сейчас мы занимаемся его совершенствованием, разработкой и принятием так
называемой «дачной амнистии 2.0», чтобы зарегистрировать свою собственность
было ещё проще.

Социальный запрос был и остаётся на защиту
прав дольщиков. Мы приняли закон, который позволяет участникам долевого
строительства зарегистрировать право собственности на квартиры, если на
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, наложен арест.
Также в период работы Государственной Думы седьмого созыва были приняты законы
«о лесной амнистии», новый закон о садоводстве и огородничестве, об упрощении
строительства линейных объектов, о защите прав добросовестных приобретателей
жилья, о защите собственников недвижимости от мошенничества с ЭЦП, об упрощении
оформления прав на бытовую недвижимость на приаэродромных территориях.

Наши законодательные инициативы направлены
на совершенствование сферы регистрации прав и кадастрового учёта, на повышение
доступности услуг ведомства и качества жизни людей. Их воплощение в жизнь было
бы невозможно без поддержки наших коллег-парламентариев. В первую очередь, это
наши профильные комитеты Государственной думы — Комитет по государственному
строительству и законодательству и Комитет по природным ресурсам, собственности
и земельным отношениям, а также профильные комитеты Совета Федерации. Хочу
поблагодарить седьмой созыв за эффективную командную законотворческую работу,
оперативность в принятии решений и профессиональный подход.

Сегодня в работе у Росреестра порядка 40
законодательных инициатив по дальнейшему улучшению регулирования в сфере земли
и недвижимости. Рассчитываю, что с новым депутатским корпусом у нас также
сложится системная работа и конструктивное взаимодействие в интересах страны и
наших граждан.

– Вы сказали, что залог успеха – команда
профессиональных неравнодушных людей. Но в любой работе важна мотивация. Что
делает Росреестр, чтобы повысить эффективность государственного управления в
отрасли, создать достойные условия для сотрудников по всей стране?

– Росреестр вместе с подведомственными
организациями – это 50 тысяч сотрудников по всей России: более 10 тысяч
государственных регистраторов, высококвалифицированные юристы, ИТ- и профильные
специалисты, аналитики рынка недвижимости, технологи и методологи, – все те
люди, кто обеспечивает ежедневную бесперебойную работу ведомства. Для
качественного оказания государственных услуг важно обеспечивать достойную
заработную плату и поддерживать на высоком уровне и внутрикорпоративный дух, мы
уделяем этому большое внимание.

Наш приоритет – привлечение профессионалов
и постоянное совершенствование уровня знаний специалистов. Для повышения
компетенций в сфере цифровых технологий проводим обучение в территориальных
органах, подключаем экспертов из профильных вузов. Работники Росреестра
проходят обучение, например, в рамках договоренностей с университетом
«Иннополис».

Ежегодно государственные гражданские
служащие ведомства проходят повышение квалификации по приоритетным направлениям
профессионального развития, а также по дополнительным профессиональным
программам. Мы внедрили полезную практику служебных стажировок в
территориальных органах для обмена опытом и закрепления полученных знаний.

До конца года во всех региональных
управлениях ведомства будет проведен конкурс профессионального мастерства
«Лучший по профессии», в этом году мы расширили количество номинаций до 15. Это
возможность выявить и поощрить достойных специалистов, которые вносят большой
вклад в развитие отрасли.

Мы заинтересованы в привлечении в нашу
команду как профессионалов, так и перспективных начинающих специалистов. В 2015
году в Росреестре создан Молодёжный совет, сейчас это около 2300 молодых и
инициативных людей во всех регионах России.

Для удобства соискателей в этом году
Росреестр разработал кадровый бот-навигатор, в котором собрана информация о
деятельности ведомства и конкурсе на замещение должностей. Проект стал призером
всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе
государственного и муниципального управления», организованного Минтруда России.

– Предстоящие выборы для всех
государственных служащих – особенные. Поправки в Конституцию России значительно
усилили роль Государственной Думы: теперь депутаты будут участвовать в
формировании персонального состава Правительства России, включая руководителей
федеральных ведомств. Что бы вы пожелали новому депутатскому составу?

– Депутаты – это народные избранники, и в
первую очередь они представляют интересы своих избирателей, понимают проблемы
граждан и помогают в их решении. Главное – быть неравнодушными к людям и честно
делать дело.

Хочу пожелать, чтобы новый депутатский
корпус был активным, открытым и результативным. Чтобы разрабатывались и
принимались социально значимые законы.

– Вы как избиратель пойдете на предстоящие
выборы? Считаете ли Вы важным принять участие в голосовании?

– Я всегда хожу на выборы. Это самый
эффективный механизм движения вперед с сохранением сильного, стабильного и
безопасного государства, которое заботится о благополучии людей. Считаю, что
каждый гражданин должен участвовать в мероприятиях, определяющих судьбу страны.

Галерея

Посмотреть всю галерею

Видео